Приручение подростка
Домашняя Вверх О чем этот сайт? О контингенте Работы лицеистов Ребячьи макеты Отклики читателей Ссылки
Посетите мой другой сайт:

Фила бразилейро в Перми

balance

О самостоятельности

 

Домашняя
О самостоятельности
О равноправии
О доверии
О справедливости

 

Ну, что же, начнём, помолясь.

Я детей не люблю, а Вы? Да-да, это не опечатка. Не любила, не люблю, и вряд ли такое случится в будущем. Любовь заставляет Вас постоянно лезть  со своими никому не нужными (потому что их не слушают и не воспринимают) советами, опекать, контролировать каждый шаг своего чада, пытаться решать за него, с кем ему дружить, в каком часу являться домой и так до бесконечности. А что подросток ставит во взаимоотношениях с окружающими людьми на первое место? Правильно, НЕЗАВИСИМОСТЬ. Он хочет САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, хочет почувствовать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за принятое ИМ САМИМ решение. Он настаивает, но и мы тоже  не отступаем. В результате - неизбежный конфликт. А поскольку взрослый НЕ ДАЛ подростку возможности принять правильное, но САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ решение, тот ВЫНУЖДЕН выбирать прямо противоположный, неправильный, да ещё и приводящий к конфликту вариант поведения. И как мазохист, раз за разом подросток, зная о неизбежном наказании со стороны взрослого, продолжает делать хуже для себя самого.

Каждый сын или дочь понимает, что поздно вечером опасно болтаться по улицам, что мама за него волнуется, что завтра рано вставать и т.д. и т.п. И будь у него возможность, он самостоятельно бы выбрал приемлемое время возвращения домой, и согласовал бы с Вами. Но Ваше годами тянущееся брюзжание и суровое требование, чтобы "в десять как штык, а не то" и следующая за этим угроза автоматически, подчеркиваю - автоматически приводят его к подсознательному решению явиться за полночь. Это не назло Вам. Подросток, особенно парень, по-другому просто не может. Возможность принять решение самому для него гораздо важнее всех кар небесных, которые Вы ПОТОМ обрушите на него. И даже эти кары он воспринимает как ещё одно доказательство своей взрослости и самостоятельности: я так решил и я за свое решение несу ответственность.

Каков же выход? Да он предельно прост. Дайте подростку право выбора в собственном возможном поведении. Не дурень же он, чтобы вредить самому себе. (Сразу оговорюсь, не имеются в виду дети с психическими заболеваниями). Хочешь делать так - пожалуйста, хочешь делать по-другому - кто ж против, делай. НО!!! Вам надо вкратце объективно пояснить (НЕ УГРОЖАТЬ!!!) последствия обоих поступков. То есть, подросток должен знать, что с ним будет, если он сделает так или иначе.  А главное, Вы САМИ должны твердо соблюсти выставленные условия и исполнить свою роль в спектакле именно так, как рассказывали. А подросток должен получить именно то, что Вы описывали в каждом из вариантов его возможного поведения. Гарантирую, что первые пару-тройку раз подросток выберет именно нехороший вариант поведения, чтобы посмотреть, что будет. А затем, (ВОТ ОНО, СЧАСТЬЕ!) он раз за разом начнет делать правильно, именно то, что нужно Вам, к чему мы, собственно, и стремимся.

Повторение, как известно, мать учения. И подросток ничем в данном случае не отличается от дрессируемого щенка. Неоднократно получив соответственное положительное или отрицательное подкрепление своим конкретным поступкам в одних и тех же ситуациях, любой подросток начнет автоматически выбирать правильно. Правильно и для себя и для Вас. Вспомните, а что мы хотели-то? Да именно этого и ждали, не надеясь когда-либо получить.

Но это ещё не всё! Для Вас лично (неважно, родитель Вы или учитель) в данном опыте ещё и призовой бонус имеется. Через некоторое время и, причем, весьма непродолжительное, Вы почувствуете, что отношение к Вам со стороны дрессируемых чудовищ неуловимым образом изменилось к лучшему. Не останавливайтесь и закрепляйте достигнутое!

Пример:

Ярче всего результаты данной методики видны на примере самой больной темы для большинства учителей - дисциплины на уроках. У меня вот дисциплину в классе дети сами поддерживают. Проведем с Вами, дорогой читатель, зарядку для пальцев: загибайте по одному каждый раз, когда в тексте встретится соответствующее нашей теме место (о так важном для любого подростка праве выбора, не забыли?)

На первом же своем уроке (как Вы думаете, очень нужна будущим токарям или сварщикам история?) я сразу первокурсников предупреждаю: что учить их я ничему не собираюсь, на дом задавать - тем более. Кто хочет, пусть сам учится. Говорю, что мне всё равно, будут они писать конспекты лекций в тетрадях или нет, будут учить материал или нет. Это их личное дело, кому как нравится. Мое дело - дать материал и проверить знания. Сразу же уточняю, что меня не интересует, как они учились в школе (а как, интересно, они там могли учиться, если школа со слезами радости на глазах избавилась от них сразу же по окончании девятого класса?), что мне всё равно, какую оценку они имели в школе конкретно по моему предмету (история). Потом предупреждаю, что, как человек честный, я оценки в журнал ставлю такие, какие заработаешь - "пять", так "пять", "два", так "два". Уж извини, сам решал, учиться или нет.

И вот здесь-то и есть главное правило и хитрость. Если ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пустит всё на самотёк, то давно бы уже меня выгнали из образовательного учреждения за невообразимое количество неаттестованных (попросту говоря, двоечников) по итогам первой же четверти. Кто ж в таком контингенте захочет учиться добровольно?

Но мы с вами люди взрослые и разумные, поэтому понимаем, что в реальности-то нам надо как раз получить от них прямо противоположное - каждый из учащихся должен пройти курс по предмету и успешно сдать экзамен или зачет. Поэтому, продекламировав всё вышеизложенное, я начинаю сам процесс урока. Поскольку они все сидят напрочь обалдевшие и дезориентированные, в полном восхищении и неверии, что на их головы обрушилась такая ХАЛЯВА, каждый, даже самый заскорузлый двоечник и бездельник готов в благодарность сделать для меня всё, что я ни попрошу. А прошу я, как Вы и сами понимаете, открыть тетрадь и потихоньку начинаю их учить правильно вести план-конспект лекции. Обращаю внимание аудитории не на исторический материал, а на то, как короче, проще, правильнее занести его в тетрадь, чтобы потом на контрольной работе легче было списывать. Тут уж точно те в группе, кто ещё крепился, окончательно падают от удивления под парты: "Так что, Вы ещё и на контрошках списывать даете?!!" "Ещё чего, - говорю я, - первое замечание - минус балл, второе - "два" в журнал!". Тут главное, чтобы на ближайшей же контрольной работе выполнить свое обещание: снизить при проверке работ оценки на балл каждому, кого Вы вслух уличили в подглядывании. И СРАЗУ, прямо на контрольной, при всех влепить в журнал двойку первому же, кто подглянул дважды, не поддаваясь на его вопли, что это случайно тетрадь так открылась, что больше не повториться, что он думал, что Вы шутите и т.д. И можно ещё раз напомнить остальным, что Вы ничего не запрещаете, кто хочет, может пользоваться конспектом хоть сейчас. "Ага, Вы двойку поставите!" "Конечно, поставлю, а ты как думал!". Кстати, нельзя также ни при каких обстоятельствах и убирать двойку или тройку из журнала, пусть стоит (помните принцип - "Заработал - получи!"). Кто захочет исправить, получит новую оценку в соседнюю клеточку. А, выяснив с моей помощью, что 2+5=два раза по 3 с плюсом, такой неудачник начинает всю четверть или полугодие боятся снижения конечной оценки. Хотя я же не садист, и в реальности это не влияет на моё решение выставить такому учащемуся в итоге даже пять.

В результате такого опыта каждый распоследний бывший школьный двоечник у меня в лицее весь год, высунув от старания язык, ДОБРОВОЛЬНО конспектирует лекции, стараясь сесть поближе, чтобы хорошо слышно было. Да ещё и возмущается, что я слишком быстро говорю, и он не успевает записывать точно. Многие, кстати, учатся у меня на 4-5. Не забыли, кто они? Те самые школьные балбесы и бездари.

А для тех, кто любил в школе на уроках пообщаться с соседом на первой же лекции дается информация, что в случае замечаний по поведению хотя бы у одного человека с моей стороны прекращаются лекции и ВСЯ группа берется за самостоятельное изучение материала по учебнику с поурочным контролем. Для многих нынешних детей даже подросткового возраста, как известно, складывание букв в слова, а слов в осмысленные предложения является средневековой пыткой. Такая возможная перспектива приводит их в ужас. (Это тем более понятно, если Вы возьмете посмотреть современные учебники по истории с параграфами по 20 страниц и представите, что умеете читать только по слогам). Еще раз акцентирую, хочешь болтать на уроке - ради бога, не запрещаю. Но если не проявишь соответствующие знания к концу урока - получишь очень предсказуемую оценку безотлагательно прямо в журнал. Как, впрочем, скорее всего, и большинство людей в группе из-за тебя, которые просто не успеют не то, что понять и выучить, но даже и прочитать до конца урока весь параграф целиком.

Для нас с Вами весь смысл данного опыта заключается в трех пунктах: во-первых,  здесь работает хитро замаскированный  мною ход самостоятельного якобы выбора подростками ситуации "работать - отдыхать". Или группа работает, самостоятельно штудируя учебник, а я отдыхаю  или я работаю, а группа отдыхает, т.е. пишет за мной конспект. В реальности-то меня как преподавателя устраивают оба варианта: в обоих случаях идет нормальный урок и выполняется учебная программа. То есть, выбора как такового у ребят и нет! Происходит с моей стороны неявная подмена понятий: вместо "работать - не работать", предлагается выбор: работать самостоятельно или с моей помощью. И учащиеся с благодарностью принимают второй вариант, особенно, если хотя бы раз попали в первую ситуацию из-за какого-нибудь болтуна.

Во-вторых, у подростка силен стайный инстинкт, он хочет относить себя к какой-либо группировке и дорожит своим местом в ней. Соответственно, он опасается своими действиями нанести вред своей "стае" или может бояться получить от них по первое число, за то, что они из-за него пострадали.

В-третьих, многие в классе и не хотят вовсе даже отвлекаться, торопятся конспектировать, чтобы самому потом не читать в параграфе текст, половину слов из которого они вообще не знают. И чаще всего практически вся группа очень болезненно реагирует, если вдруг преподаватель отвлекся на дисциплинарные внушения. Обычно два-три самых авторитетных голоса громко начинают требовать от болтуна прикусить язык, чтобы не случилось, "как в тот раз". И даже если Вы не успели уложиться в урок и прозвенел звонок на перемену, они будут требовать у Вас задержаться  и дорассказать материал урока до конца, чтобы не читать самим дома.

Что же мы имеем в результате? Предоставив подросткам самостоятельность, право выбора уже через 5-6 контактов с ними (уроки, например, могут быть в течение двух недель) Вы получаете желаемое поведение.

Это лишь пара примеров. Всегда, где только возможно, давайте подростку самостоятельность  и право выбора, но поскольку у него действительно мало опыта  в силу возраста, объективно ставьте в известность о возможных последствиях.  И через некоторое время Вы вполне можете обнаружить, что Ваш бунтарь, который всегда всё делал с точностью до наоборот, с первого же раза принимает предложенный Вами вариант действий  или даже подошел к Вам посоветоваться, как лучше поступить.

Ещё раз напомню главные пункты:

  •  ни на чем не настаивайте

  •  объективно представьте подростку возможные сценарии развития события (не надо многословности и угроз), не акцентируя на нужном Вам.

  •  часто лучше срабатывает "от противного" (вспомните стихи Г. Остера с вредными советами)

  •  дайте ему возможность выбрать самому

  •  не принуждайте подростка к правильному действию силой при нежелательном для Вас выборе (Вы это уже делали неоднократно, и каков был результат?)

  •  твердо и беспрекословно реализуйте любой из выбранных сценариев

  •  при необходимости повторяйте опыт столько раз, сколько потребуется

  •  ни в коем случае не говорите: "я же тебя предупреждала" и тому подобное, лучше подчеркивайте его право выбора и ответственность за поступок

  •  по моим наблюдениям, больше эффекта достигается при довольно весёлом и радостном Вашем собственном поведении, указании на выгоды, которые получите конкретно Вы сами, если подросток выберет нежелательный вариант действия ("Отлично! Вам учебник в зубы, а я отдохну, мне врач велел горло и связки поберечь.") - этакий небольшой шантаж наоборот.

  •  иногда полезно предложить ложный выбор.



 

Домашняя | О самостоятельности | О равноправии | О доверии | О справедливости

Дата последнего изменения этого узла 27.09.2006


    Rambler's Top100

Контакт:  8-912-49-65-609

Напишите мне!

Hosted by uCoz