Приручение подростка
Домашняя О чем этот сайт? О контингенте 4 секрета общения Работы лицеистов Ребячьи макеты Отклики читателей Ссылки
Посетите мой другой сайт:

Фила бразилейро в Перми

 

Отклики читателей

 

Домашняя
О чем этот сайт?
О контингенте
4 секрета общения
Работы лицеистов
Ребячьи макеты
Отклики читателей
Ссылки

 

Здравствуйте, Инга. 

     Моё имя Айрат, я репетитор и экс-тренер.

      Я полагаю, вы не опубликуете в рассылке моё письмо полностью; а потому обращаюсь к вам лично, - к тому же настрой у меня не дискуссионный. - нечто вроде комментариев, - со специфической пунктуацией.

     Со многим у вас я согласен, и отчасти действую также: предлагаю детям альтернативу и выбор, но с принципиально отличающимся внутренним отношением - я люблю детей, и предоставляю им свободу и информацию; информацию - всю доступную к обработке. И хочу уточнить ещё - я не зажимаю инфу, и не даю всё что сам считаю "необходимым" - я даю всё, что ученики реально хотят знать. Не скрываю, и не навязываю.

Вы знаете, если вопрос касается получения интересующей ребят информации, то тут я  с Вами полностью соглашусь. Ко мне не боятся подходить и спрашивать о чем угодно, вплоть до наркотиков и сексуальных нетрадиционностей. Ученики спрашивают моё мнение, и я честно говорю, что думаю по любому из интересующих их пунктов. Я тоже не скрываю то, что знаю и не навязываю - кому надо, примут к сведению. Другое дело, что если выдавать ВСЮ ВОЗМОЖНУЮ информацию по теме, то, скорее всего, Ваш подросток захлебнётся в море ненужного или малозначимого знания, потеряет интерес к вопросу где-то на середине Вашего словоизлияния и по причине недостатка опыта не всегда сможет выделить правильное и нужное решение.  Здесь, как мне кажется, проще показать несколько крупных альтернативных или параллельных возможных путей, объединяющих в себе с десяток более мелких каждый.

  >  "Любовь заставляет Вас постоянно лезть  со своими никому не нужными ... советами, опекать, контролировать..."

    "Любовь" не может  "заставлять" делать что бы то ни было - это ваш выбор. И обычно любовь понимается по-другому. Так что для определённости было бы хорошо, если бы вы привели своё понимание "любви".

Насчет любви-нелюбви.

Да-а-а, целый взрыв читательских откликов вызвала моя фраза о любви.

Каюсь, я немного не так скомпоновала текст, и получилось впечатление какого-то монстра - училки, ненавидящей детей. Вынужденное разбиение большого куска текста на главы для выпуска рассылки оторвало от смыслового начала продолжение мысли. Я не люблю детей той нерассуждающей, слепой, навязчивой родительской любовью, я их уважаю как равноправных партнёров. Вот что я собиралась сказать в два приема.


Очень хорошо рассмотрела разницу Людмила, которая высказала это гораздо лучше меня:

Инга, здравствуйте.

Подписалась на Вашу рассылку, получила первый (для меня) выпуск "О самостоятельности". Если бы не первый абзац, то я бы вполне согласилась с Вами. У меня сын, ему 12 лет, приближается к 13, так что, вот он подростковый возраст, здравствуй:) Так что же меня смутило в первом абзаце? Нет, даже не то что вы не любите детей, а то как вы любовь описали:

"Любовь заставляет Вас постоянно лезть со своими никому не нужными (потому что их не слушают и не воспринимают) советами, опекать, контролировать каждый шаг своего чада, пытаться решать за него, с кем ему дружить, в каком часу являться домой и так до бесконечности".

Инга, мое мнение: то, что вы описали - это не любовь. Это чувство  собственника. Это то, когда один человек видит в другом не личность,  а собственность. Родителям очень легко забыть, что дети - не их  имущество, и не их продолжение, не возможность реализовать в их жизни  то, что не получилось в своей. Ребенок - это личность, доверенная  родителям свыше на время. И родитель несет ответственность за эту  личность, а любовь - это чувство и действие направленное на  созидание этой самой личности. Давайте не будем Любовь смешивать с  чем попало, ее и так немного в нашем мире осталось.  А в остальном я с Вами согласна.  Людмила.

Действительно, лучше и не скажешь, Спасибо, Людмила.


Продолжим письмо Айрата:

    Если манипуляцию понимать, как управление с неясными для субъекта целями, то практически  любое общение манипулятивно; и тогда лучше переопределить "манипуляцию", или "расщепить" её на "полезную" и "вредную" - а критерий различения этого ясен, чёток и инструментален.

      Как насчёт вредности вашей манипулятивной деятельности? В чём польза того, что вы эффективно впариваете подростку ненужную ему ботву? У вас - зарплата, а подростку - что?

     (Кстати, не трудно переработать ваше преподавание, чтобы и им была польза, по-моему. Очень хотелось бы послушать продолжение этого тезиса, а что Вы предлагаете сделать и как?)

Ну почему же история Отечества - "ненужная ботва"? Вы знаете, мне самой жутко нравится история России до 18 века включительно. За время учебы и работы я накопила кучу удивительнейших и интереснейших фактов, рассказов, свидетельств. Стараюсь сделать уроки разнообразными и полезными. Известно, что у человека лучше получается именно то, что ему самому нравится и интересно. Поэтому иногда я наблюдаю у себя на уроках живое воплощение фразы - "сидеть с открытым от удивления ртом".  Один раз это случилось даже с парнем - десятиклассником (правда-правда!). Мне всегда удивительно, что ВСЕ мои первокурсники говорят, что им ТАКУЮ историю в школе не преподавали. Там было скучно и неинтересно. Как же так??? Мы ведь с ними проходим то же самое, что было в 7-9 классах по второму кругу, и по идее, они должны уже всё это знать хотя бы в общих чертах. А они сидят на уроках, разинув рты (в прямом смысле этого слова):

>   "Но мы с вами люди взрослые и разумные, поэтому понимаем, что в реальности-то нам надо как раз получить от них прямо противоположное - каждый из учащихся должен пройти курс по предмету и успешно сдать экзамен или зачет."

    Нам - "надо". А им? Почему считается, что учащийся "должен" пройти курс, откуда обязательность? Где право выбора? (реальное, а не декларируемое)

Тут уж вопрос не ко мне, а к нашему разлюбезному министерству образования. Я вообще-то тоже считаю, что надо частично, в разумных пределах позаимствовать западный вариант образования, когда есть возможность свободного выбора между предметами, которые могут понадобиться человеку в будущем. И незачем вбивать физику в голову будущего учителя пения или химию сторожу автостоянки и, по совместительству, дворнику. Хотя тут тоже есть вопросы, например, кто и когда будет определяться с набором необходимых для будущей профессии учебных курсов? Сам ребенок? Его родители? Психологи и педагоги на основе анкетирования и тестов IQ? В любом из случаев можно совершить большую ошибку.

>    "В результате такого опыта каждый распоследний бывший школьный двоечник у меня в лицее весь год, высунув от старания язык, ДОБРОВОЛЬНО конспектирует лекции..."

     Суслик тоже из норы добровольно вылезает... если в неё воды налить.

Смысл фразы в том, что двоечник не добровольно, а вынужденно конспектирует лекции, потому что за незнание я ему два поставлю? Я правильно поняла? И это заставляет его учиться лучше, чем в школе? И разве плохо, что у человека одновременно и зрительная, и слуховая, и моторная память работает? Благодаря этому на контрольной работе даже без особой зубрёжки исписанной тетрадки можно на тройку, а то и на четвёрку написать. Да и подглянуть есть куда, если уж совсем честно говорить.


А вот - крик души, так сказать. Думаю, у многих похожая проблема стоит или стояла в прошлом. Предлагаю помочь всем миром. Кто что может посоветовать?

Инга, добрый день! Заинтересовалась Вашей статьей, очень для меня актуальные вопросы. У меня сын - подросток, 13 лет. Всегда был сложным ребенком, но сейчас просто не управляем. Попытки привить ему самостоятельность и ответственность за свои действия не всегда удачны. Открытого протеста нет, но он все воспринимает в "штыки". Мои объяснения либо просто не слышит, либо спускает на "тормозах". Если в школе не сдал задание во время, то считает, что уже ничего не нужно. Результат - "два" в триместре (учится в школе, где оценивается учеба по триместрам). Совершенно спокойно это воспринимает, по-крайней мере, внешне не проявляется это никак. Стараюсь контролировать себя и не использовать угроз ("если ты не..., то тогда ничего и никогда...), попытки позитивных установок (сделай это (дело), ... тогда сможешь еще то и то (отдых, развлечение)...) тоже не всегда срабатывают. Все время сын хочет перенести свои обязанности на меня. Инга, может быть Вы посоветуете почитать какую-нибудь литературу по этому поводу или существуют уже известные методики, которые нужно принять во внимание. Буду благодарна, если Вы сможете ответить и что-нибудь порекомендовать. С уважением,  Марина.

Со своей стороны могу предложить следующее:

1. присмотритесь повнимательнее к классу/школе, где учится Ваш сын. Она специализированная, с высокой загрузкой и повышенными требованиями к интеллектуальному развитию детей? Оцените РЕАЛЬНО возможности своего ребёнка - может ли он соответствовать высокой планке? Не сломался ли он, видя себя всё время неуспевающим тугодумом на фоне успешного класса отличников и хорошистов?

Это вообще-то страшное дело, когда насильно заставляемый родителями ребёнок НЕ МОЖЕТ дотянуться до нужного уровня, изо дня в день, 7-8 уроков кряду видя себя только в роли непроходимого тупицы. Не хочу пугать, но в моей школе несколько лет назад был кошмарный случай в 7 классе с одним мальчиком. Его мать, отличавшаяся деспотичным характером, работала в школьной столовой поваром и "по блату", так сказать, определила сына в элитный класс с одаренными детьми, круглыми отличниками в большинстве, учеба которым  по всем предметам повышенной сложности давалась легко и просто. И если в начальных классах разница ещё не была так заметна, то к 5-6 классу она проявилась очень ярко. Несмотря на усиленные занятия и, по-моему, даже репетиторов, парень неумолимо съезжал на тройки. Представляю, каково ему было видеть себя недоумком каждый день. Он пытался компенсировать это, приняв на себя личину классного клоуна, весельчака и хулигана. А мамаша все требовала и давила. Он уже просто боялся ее. Я приняла этих ребят в седьмом классе и, проучив их только 2 четверти, всё поняла. Куда смотрела мать?!! Сразу после новогодних каникул, попав в очередную мелкую неприятность, парень сломался окончательно, и, боясь матери, пришел домой и повесился на дверной ручке.

А ведь, стоило вовремя перевести его в обычный класс (были в параллели и довольно сильные с преобладающим числом отличников и хорошистов классы), был бы он там крепким четверочником и мог бы уважать себя и чувствовать уважение других.

2. посмотрите, по какому предмету двойка - возможные причины:

- пропустил в свое время блок материала (например, по болезни) и теперь не понимает из-за этого следующие темы (определите эти темы и помогите досконально разобраться в них). Крепко похвалите за несколько положительных оценок, которые он принесёт в результате.

- нет контакта с преподавателем (поговорите с сыном откровенно, не защищая ни его, ни учителя. Постарайтесь найти положительные точки соприкосновения)

- может, боится выступать у доски, перед аудиторией? Предложите ему самому поговорить с учителем - пусть дает письменные задания, не вызывает к доске. В крайнем случае, сами поговорите с преподавателем. Хотя умение публичного выступления очень нужное и полезное, крайне желательно развивать его у ребенка.

3. прямо и спокойно поговорите с сыном о том, что чувствуете Вы сами. Расскажите ему, как подскочило у Вас давление, как нехорошо Вы себя чувствовали, как болело Ваше сердце, когда Вы расписывались в дневнике с двойками/сидели на родительском собрании/ходили на "разборки" к классной. Не поверите, но у подростков слёзы на глазах наворачиваются, когда я в качестве классного руководителя начинаю говорить такие вещи какому-нибудь проштрафившемуся хулигану или двоечнику о его маме в её присутствии, добавляю, что ты самому близкому человеку жизнь укорачиваешь своими выходками, что скоро не она тебя, а ты её содержать должен будешь - и как ты сможешь достойную старость родителям обеспечить, если без учебы хорошую профессию не получишь и копейки зарабатывать будешь?

Они ещё не думали на такие темы, не понимали, что родители МОГУТ СОСТАРИТЬСЯ ИЛИ УМЕРЕТЬ, впервые подростки начинают осознавать смерть именно в 12-14 лет. Вот и просветите его, какие эмоции и поступки укорачивают жизнь, а какие продлевают.

4. покажите себя слабой женщиной, больше говорите ему, что он - Ваша опора, Ваша надежда, что Вы стареете и Вам тяжело становится выполнять некоторые функции (например, пол мыть - спина, читать и писать - глаза и т.п.). Искренне повосхищайтесь и похвалите поступки и действия, даже самые маленькие, в которых он проявил себя самостоятельной взрослой и ответственной личностью ("Я такая усталая с работы пришла, еле притащилась, а ты о хлебе позаботился, настоящий хозяин, не страшно с таким и на необитаемом острове оказаться - не пропаду!"). К месту напоминайте ему, как Вам было приятно увидеть сына взрослым мужчиной в какой-то ситуации. Только важно, чтобы это было не в упрёк, а при обоюдном положительном эмоциональном настрое.

5. больше и чаще прикасайтесь к сыну (ненавязчиво!), погладьте по плечу, потреплите по волосам, подержите за руку: тактильный контакт - страшная сила!

6. говорите с ним и заинтересованно слушайте, когда он что-нибудь рассказывает, даже если Вам неинтересно. Задавайте уточняющие вопросы, просите пояснить, выразить другими словами. Поиграйте в удивление от узнанной информации.

6. вот список полезных, на мой взгляд, и небольших, легких для прочтения и понимания книжек:

  •  Дейл Карнеги (классика жанра - все книги)

  •  Игорь Вагин. Психология зла. Практика решения конфликтов. СПб 2001

  •  Гарри Алдер. НЛП в действии

  •  Н.В. Самоукина. Игры в которые играют: Психологический практикум. Дубна. 2000 (Особенно для учителей!!!)

  •  С.В. Ковалев. НЛП педагогической эффективности. М.,2001 (Тоже хороша для учителей!!!)

  •  С. Степанов. Законы психологии. Советы психолога-консультанта. М.. 2001

  •  С. Касаткин. Мастер общения. Советы практикующего психолога. СПб, 2001

  •  И. Вагин, С. Мамонтов. Практика эффективного поведения. СПб, 2001

  •  В. Каппони, Т. Новак. Сам себе психолог. СПб, 2001

  •  Питер Томсон. Самоучитель общения. СПб, 2001

  •  М. Кузнецов, И. Цыкунов. Как позволить другим делать по-Вашему. (Очень советую, несмотря на то, что книжка ориентирована на журналистов).


А напоследок хочу привести письмо Оксаны , содержащее очень полезный совет:

Здравствуйте, Инга,

Мне очень нравится Ваша рассылка, много полезного и интересного нахожу для себя, поскольку сама являюсь мамой. Но в этом вопросе хотела бы поспорить с Вами. Еще когда я сама училась в школе наш учитель химии говорил нам, что "не рыдайте на тему, какой трудный предмет химия. То, что вы учите в школе - химией назвать сложно, это сказка про белого бычка. Вы учите только основы химии, чтобы ориентироваться в окружающем мире." Мы тогда не верили ему. Но сейчас, имея два высших образования (причем, я закончила химфак университета), я совершенно согласна с моим мудрым преподавателем химии. Причем, все его слова о химии столь же справедливы ко всем ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ предметам в школе. И действительно, кто и когда будет определяться с набором необходимых для будущей профессии учебных курсов? Сам ребенок? Его родители? Как ребенок сможет понять, что его увлекает химия, если он не знаешь даже ее основ?

Я недавно встретила псевдонаучную статью о вреде сахара. Ее автор утверждал, что "сахар разлагается до спирта, поэтому не только не полезен, так как не имеет в своем составе ни витаминов, ни полезных элементов, но и вреден, поскольку по сути превращается в алкоголь в желудке". Самое интересное, что, действительно, сахар не имеет в своем составе ни витаминов, ни полезных элементов, и в процессе переваривания образует вещества, относящиеся к классу спиртов. Но это правда наизнанку. Если бы проблема питания состояла только в витаминах, то можно было бы принимать таблеточку на завтрак-обед-ужин, и удовлетворять все потребности организма. И веществ, относящихся к классу спиртов так много, от метилового спирта (сильнейшего яда), до глицерина (в котором трудно визуально увидеть спирт). И всего лишь элементарные знания в химии позволят вам понять, что автор статьи, мягко говоря, вводит вас в заблуждение (а может он и сам не считал химию нужным предметом в школе).

Я затронула тему, немного выходящую за рамки обсуждаемой. Просто хотелось привести пример из жизни, чтобы иллюстрировать свою мысль о том, что общее образование в школе все-таки важно. А если учитывать, сколько людей среди нас не знакомы с основами элементарной арифметики и грамматики (в силу своей профессии встречаюсь с многими людьми), то понимаешь, что это как раз те, которые в школе говорили, что им не нужна математика "потому что они не пойдут на матфак". Когда я училась в школе, я готовилась к поступлению на химический факультет. Я много занималась химией и математикой. Я должна сказать благодарное слово своим учителям географии-истории и так далее, которые не требовали от меня многого. Да, я учила все эти предметы, но мне можно было не выполнять какие-то рефераты, дополнительные работы по их предметам. Это делали те дети, которые готовились в соответствующие вузы. То есть эти предметы не отвергались, просто система требований была дифференцированной.

Такие же условия я ставлю перед своим сыном. Мы занимаемся много тем, что нравится, и чуть-чуть всем остальным. Когда мне говорят, как вы все успеваете, и где берете силы, я всегда отвечаю, что главное - это позитивное отношение. Когда химия- это не сложные формулы, а интересные реакции, английский - не трудная грамматика, а интересные книги, литература - не нудное чтение, а увлекательное путешествие в мир слов, то "все наши желания даются нам вместе с силами на их исполнения"(Ричард Бах). У моего ребенка горят глаза от интереса к знаниям, и некоторые родители мне говорят, что когда их дети подружились с моим мальчиком, то у их детей поменялось отношение к учебе как таковой.

В заключение своего долгого письма (извините за отнятое у вас время), я хотела бы посоветовать всем родителям, не причитайте в присутствии детей, как им, бедным, трудно учиться в школе. Они начитают жалеть себя и перестаю делать даже то, что не трудно. Жизнь вообще не полита шоколадом, если в школе трудно, то как же преодолевать остальные барьеры на жизненном пути. Если у родителей позитивное отношение к школе-учебе-предметам, то ребенок обязательно заразится эти "недугом" и потом скажет вам, какими были золотыми их школьные годы.

Быть родителем никто не учит, только мы сами, если есть желание быть родителем не только в графе "родитель" в свидетельстве  о рождении ваших детей. А наши дети, по сути своей, эксперименты в нашей жизни, опыт проб и ошибок. Очень хочется, чтобы ошибок было как можно меньше.

Вчера мой сын мне сказал: "Мам, правда,  повезло тебе с парнем!" "Конечно, это счастье, что у меня есть ты". "Это потому, что у меня такая мама!"


ПЕРЕЙТИ на ФОРУМ...

ПЕРЕЙТИ в ГОСТЕВУЮ КНИГУ

 

Домашняя | О чем этот сайт? | О контингенте | 4 секрета общения | Работы лицеистов | Ребячьи макеты | Отклики читателей | Ссылки

Дата последнего изменения этого узла 28.09.2006


    Rambler's Top100

Контакт:  8-912-49-65-609

Напишите мне!

Hosted by uCoz