Приручение подростка
Домашняя Вверх О чем этот сайт? О контингенте Работы лицеистов Ребячьи макеты Отклики читателей Ссылки
Посетите мой другой сайт:

Фила бразилейро в Перми

balance

О доверии

 

Домашняя
О самостоятельности
О равноправии
О доверии
О справедливости

 

Вот мы и подошли к третьему принципу, обязательному для каждого взрослого, стремящегося наладить контакты с подростком - доверию.

Трудно, если не сказать - невозможно, наладить отношения без взаимного доверия. Счастливы люди, вызывающие подсознательное доверие окружающих без усилий со своей стороны. Это может быть заслугой их внешности, элементов специфического поведения или применением специальных психологических методик. Если Вы не награждены природой талантом вызывать доверие к себе с первого взгляда, придётся прилагать усилия к развитию в себе необходимых качеств. В принципе, на мой взгляд, не так-то уж это и сложно. Хитрости особой никакой и нет. Я вот встречаю всех прибегающих на переменках в мой кабинет подростков с интересом, с улыбкой, спрошу, что он хочет, послушаю, о чем рассказывает. Помогу по мелочам (дам таблетку "от головы", водички попить, ручку и клочок бумаги - расписание списать, яблочком или конфеткой угощу, которые, кстати, часто мне другие ребята презентуют). Поудивляюсь, поужасаюсь, посмеюсь вместе со всеми. Поэтому все перемены вокруг моего стола никак не менее десятка мальчишек и девчонок топчется, да ещё, бывает, и на уроках лезут в дверь: "Можно, мы у Вас на истории посидим?"

Доверяют они уважаемому взрослому безоговорочно и безгранично. Проверено. Один раз в школе у меня смешной случай был. В конце мая выпал как-то у нас в городе снег, что бывает вообще-то, но редко. Захожу в кабинет к восьмому классу и с суровым лицом объявляю, что летние каникулы отменяются. "Снег, лета нет, значит, и каникул нет, будем по распоряжению директора учиться". Как они возмущались самоуправством администрации, кричали, что те не имеют такого права, что они будут жаловаться! И только когда я, уже не сдерживаясь, в голос смеяться стала, класс понял, что это шутка.

Не только подросток должен доверять Вам, но и Вы должны доверять и доверяться ему. Обратите внимание на возвратное окончание "-ся" во втором случае, которое означает "себя" - "доверять себя". И в этом заключен очень важный смысл. Каждый остро чувствует ту грань, когда ему доверяют и доверяются. Доверяясь, человек становится голым и беззащитным перед другим. А тот, кому доверились, ощущает в руках трепетные нити чужой души. Поверьте, это незабываемое чувство! И здесь на него ложится колоссальная ответственность за доверившегося. А, кроме того, от него также ожидается мощное и ПОСТОЯННОЕ ответное чувство, которое трудно определить словами - смесь опеки, защиты, поддержки, участия, принятия и помощи. Это похоже, наверное, на то, чем занимаются священники, особенно исповедники. Далеко не каждому под силу настолько тяжелый каждодневный нравственный, душевный труд, верно? Но это именно то, чему надо терпеливо учиться, если хочешь комфортно чувствовать себя с подростками. Их слабые, ранимые души ещё более незащищены и открыты, чем наши, поскольку не научились ещё прятаться в твердую скорлупу и скалить зубы.

Подумайте, может, многие из нас не могут наладить контакт с другим человеком, особенно подростком, потому что подсознательно боятся именно этой ответственности и не хотят душевной работы, экономят душевную теплоту, берегут про запас?

Здесь есть и ещё один очень важный момент - все ваши усилия могут пойти прахом и развеяться как дым только от одного-единственного необдуманного поступка. Если Вы хотя бы раз оттолкнёте, пренебрежительно отнесётесь или, например, высмеете проблему, с которой к Вам обратился доверившийся подросток. И здесь не принимаются в расчёт ни Ваша возможная болезнь или усталость, ни конфликты с начальством, на затюканность домашним бытом. Это всё не имеет для подростка значения.  Взаимоотношения рухнут сразу, и потребуется невероятное количество усилий с Вашей стороны для их восстановления. И вряд ли Вы вернете первоначальный уровень доверительности своим контактам с подростком. Вы готовы к этому? Чтобы и летом, и зимой, и в дождь, и в снег, и днем, и ночью - ВСЕГДА!!! - быть открытым, доброжелательным, готовым выслушать и наставить, помочь, объяснить?

В пример могу привести случай из собственного детства. В школе у меня была обожаемая учительница по русскому языку и литературе. Я готова была для неё на всё. У нас были прекрасные отношения. И вот однажды, классе в восьмом, когда у меня умер мой первый щенок, я пришла в школу вся зареванная, шмыгающая носом, с красными глазами. Для меня - страшная трагедия, а она только посмеялась. И всё, как отрезало. Сейчас мне 33 года, я сама стала преподавателем, иногда с ней встречаюсь на улицах, т.к. живем и работаем рядом. Умом я понимаю, что она хороший человек, отличный учитель, улыбаюсь и стараюсь сделать ей приятное, но преодолевая себя, так как в душе до сих пор остается какой-то камень. А ведь прошло 20 лет!

Ещё более страшным для Вас будет необдуманное решение предать огласке или использовать полученную информацию против самого подростка. Даже если Вы твердо убеждены, что это в "его же интересах". Это однозначно воспринимается как самое страшное предательство. Вот тут уж ничем больше Вам помочь будет нельзя. И этого человека Вы потеряете раз и навсегда. А также всех тех, кто был этому свидетелем. Поэтому всё, что бы Вам ни доверили, Вы обязаны строго хранить при себе и никогда не пользоваться в своих интересах.

Учесть надо ещё одно обстоятельство. Если Вы работаете с подростковой группой, то всё вышеизложенное многократно усиливается. Глядя на неудачный пример взаимоотношений товарища с Вами, никто из них не будет экспериментировать на себе, доверяясь такому неблагонадежному, если не сказать  опасному человеку.

Если посмотреть с другой точки зрения на эту проблему, то надо понять, что же почувствует подросток, которому доверился уважаемый им взрослый. А почувствует он распирающую гордость и желание во что бы то ни стало это доверие оправдать. Можете проверить на себе. Если Вы боитесь, пойдите на небольшую хитрость: доверенное ему может быть малозначимым для Вас (не афишируйте это!), а подростку казаться важным.

Очень эффективно бывает на уроках разыграть целую сценку, в которой Вы с классом, оказываетесь в роли заговорщиков против других взрослых, например, директора и завучей. "Тс-с, сейчас мы с вами по-быстрому пройдем тему урока, а в оставшееся время я вам интересную историю из жизни привидений расскажу. Только никому не говорите, чем мы тут на уроках занимаемся, а то у меня проблемы с администрацией будут!" Весь урок дети будут усердно заниматься, а в сэкономленные пару минут порадуйте их чем-нибудь интересным. (ВАЖНО: интересным для них, а не для Вас!)

 Резюме:

  •  доверительные отношения с подростками требуют от взрослого ПОСТОЯННОЙ работы души, терпения, доброжелательности, готовности выслушивать и помогать

  •  ни в коем случае не выставляйте на всеобщее обозрение и не пользуйтесь как-нибудь иначе полученной информацией. Подросток должен быть твердо уверен в своей безопасности

  •   доверяйтесь подростку сами.

 

Домашняя | О самостоятельности | О равноправии | О доверии | О справедливости

Дата последнего изменения этого узла 27.09.2006


    Rambler's Top100

Контакт:  8-912-49-65-609

Напишите мне!



Hosted by uCoz