Приручение подростка
Домашняя Вверх О чем этот сайт? О контингенте Работы лицеистов Ребячьи макеты Отклики читателей Ссылки
Посетите мой другой сайт:

Фила бразилейро в Перми

balance

О равноправии

 

Домашняя
О самостоятельности
О равноправии
О доверии
О справедливости

 

Сейчас хотелось бы рассмотреть вторую важнейшую для подростка тему. Мы почему-то часто отказываем им в этом простом и не требующем от нас, взрослых, никаких дополнительных действий и усилий чувстве. Это действительно странно, поскольку, столкнувшись с таким же отношением к себе, любимому, большинство из нас взвивается на дыбы, испытывая негодование, готовясь обрушить свой праведный гнев на собеседника, проявившего к нам демонстративное неуважение.

Из примера, разобранного в предыдущей главе, внимательный читатель наверняка выделил и ещё один важнейший для подростка принцип его взаимоотношений со взрослыми - равноправие. Это именно то, в чем чаще всего ему и отказывают родители или педагоги. Самосознание полностью сформировано, эго подростка жаждет самоутверждения и признания со стороны окружающих, а на него смотрят сверху вниз, как на сопливого несмышленыша. Ваши попытки командовать или пренебрежительно-снисходительное отношение однозначно будут восприниматься в штыки. А теперь представьте, что некто к Вам лично относится как к слабоумному недееспособному идиоту. Вы будете уважать такого человека? Будете прислушиваться к его словам? Захотите рассказать ему что-либо, тревожащее или непонятное Вам, попросить совета? Не воспринимая значимый для подростка мир, мы насильно тащим его в наш, взрослый - такой непонятный и неприятный, где он видит себя всегда только в роли подчиненного, неравноправного партнера, даже не партнера, а безвольной и безмозглой марионетки, которую заставляют дергать руками и ногами все, кому не лень.

Я подростков уважаю. Не считаю их глупее, слабее, хуже себя только по причине разности в количестве прожитых лет. Кто сказал, что чем старше человек, тем он умнее?

Не бойтесь  опуститься до их уровня! Да и вообще, честно говоря, мне  очень не нравится такая постановка вопроса. Почему именно опуститься? Почему мы думаем, что наш, взрослый мир выше, лучше, человечнее, что он стоит НАД миром тинэйджеров? Я считаю, наши миры абсолютно не похожи на примитивную лестницу с четкой градацией и жесткой системой армейской соподчиненности. Взрослый мир параллелен и чем большей степени наложения, пересечения с их миром Вы сможете добиться, тем больший успех в подростковой среде Вас ждет.

Интересуйтесь их мнением, спрашивайте о непонятных для нас, взрослых, словах, понятиях, поступках. Просите разъяснить, объяснить на примерах. Искренне старайтесь понять и принять. И главное - не осмеивайте и не осуждайте, каким бы странным, страшным или отталкивающим не показалось узнанное. Вы увидите, как приоткрывается совершенно новый мир, о котором мы с Вами и понятия не имеем. Для себя здесь главную задачу я вижу в том, чтобы потихоньку, небольшими порциями корректировать мировоззрение подростков в общечеловеческом, приемлемом для общества направлении. Ценности их мира всегда можно связать с ценностями нашего, найти аналогии.

Пример:

Со станочниками-второкурсниками на уроке обществоведения зашел разговор о силе стадного инстинкта в подростковой среде, боязни противопоставить себя "стае", об агрессивном неприятии каждого, кто выделяется из общей массы.  Активная часть группы, неформальные лидеры, пять минут в полном убеждении утверждали, что так и должно быть, ату их, белых ворон! Выслушав их аргументы, я рассказала историю, что была приятно удивлена, когда случайно стала свидетелем, как один мальчишка не побоялся приструнить своих дружков, издевавшихся над безответным немного заторможенным парнем. При этом было подчеркнуто, насколько надо быть храбрым человеком, чтобы пойти наперекор "мнению коллектива", и что этого мальчишку я искренне уважаю за такой поступок.

Вы думаете, как среагировали эти "злобные" юнцы на мои слова? Тут же эти неформальные лидеры рассказывают, что неделю назад и сами они отогнали группу первокурсников от этого же самого несчастного. А потом пару минут блаженно жмурятся, слушая мои восхищенные реплики и дифирамбы их смелости и чувству справедливости.

А чтобы закрепить появляющееся в душах правильное понимание жизни, тут же привожу второй пример. Рассказываю о своем безмерном уважении к другому первокурснику, который в прямом смысле выглядит, как белая ворона: высокий, худой, весь в прыщах, с длинными белобрысыми волосами ниже плеч - ишь ты, какой анархист, как я сразу подумала, когда первый раз его увидела. "Да за что его можно уважать, чмо такое?!!" - в полном недоумении вскричал самый широкоплечий и бритый качок из группы. "А за две вещи: он, во-первых, великолепно в компьютерах разбирается. Кто из вас это может, а? А во-вторых, это же какое мужество и силу воли надо иметь, чтобы не менять такую внешность в нашей среде! Будь он трусом, он бы давно постригся под ежика и ходил по коридорам, сутулясь, по стеночке, стараясь стать как можно более незаметным. Вы все по сравнению с ним трусы, приспособленцы, боящиеся хоть немного выделиться из такой же бритой и уголовной толпы".

Не скрою, очень приятно было видеть, притихшую группу. Буйная часть, наморщив лоб, ловила проблески своего осознания ситуации и как это здорово, оказывается, если защищаешь слабого или не такого как ты, что дает возможность почувствовать себя правильным, уважаемым другими людьми героем. А забитая часть группы, отверженные, которые есть всегда в любом коллективе, расправляла плечи и поднимала от парт взгляд. И я твердо заявляю, что Вам гарантировано искреннее уважение каждого из них: первых - за возможность чувствовать себя героями, вторых - за повышение уровня самооценки и самосознания: вот я какой мужественный и сильный, оказывается! А также я вполне уверена, что в своей последующей жизни  эти молодые мужчины, если несколько раз получат закрепление своим положительным, человеческим поступкам, могут и не пройти на улице, сделав вид, что ничего не замечают, мимо несправедливости и унижения слабых сильными.

Кстати, по моим наблюдениям, Вы скорее и легче найдете контакт с "трудными" подростками, если расскажете им (и желательно не одну историю) о своем уважении реального знакомого хулигана за его положительные человеческие качества, проявившиеся каким-нибудь неожиданным образом. У меня вот есть история из моей школьной практики.

Был у меня в классе, где я работала классным руководителем, - рассказываю я, - один мальчишка, Валерка, хулиган и почти двоечник, который в начале девятого класса сел в тюрьму, между прочим, за убийство родного дяди. Так вот, я его безмерно уважаю как человека. Почему? А потому, что уже в седьмом классе, когда все вокруг были ещё детьми, он уже был настоящим мужчиной с большой буквы, человеком чести, которых и среди взрослых-то не очень много. И на слово его можно было стопроцентно положиться. Так сказать, "мужик сказал, мужик сделал".

Не давался ему, к примеру, французский язык: одни двойки, да кое-когда тройки проскочат. Но я не бегала за ним, не заставляла. Приближается ситуация к критической, подхожу и говорю, что до конца очередной четверти несколько недель остается, Валера, столько-то оценок положительных надо получить, чтобы четверть закончить, сходи САМ к преподавателю, договорись с ней, попроси дополнительные задания. "Понял. Сделаю", - отвечал он. И всё, можно было НЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ, не таскать за руку к француженке, вылавливая после уроков. Затем он сам подходил ко мне и информировал, что тройку за четверть гарантированно получит.

И сел-то он, кстати, тоже очень благородно. Семья у него была алкогольная, единственный человек, кто не пил - старая-престарая бабушка, божий одуванчик с дрожащими руками и головой. Любил её Валерка. Однажды я наблюдала, как жестко и решительно он прищучил мальчишек-одноклассников, попробовавших над ней посмеяться, когда она принесла мне деньги для обеспечения голодного Валерки хотя бы школьными завтраками во время очередного родительского запоя. А ведь известно, что многие подростки стесняются таких родственников перед своими сверстниками. В это время вернулся с зоны после очередной отсидки к этой бабушке её сын, дядя Валеры. Чтобы отнять у неё себе на водку крошечную пенсию, он бил родную мать, выгонял босиком зимой на улицу и даже душил подушкой. Крепко перепадало и пытавшемуся защищать её Валере. И вот прямо в свой день рождения Валера, отмечавший его с приятелем, опять столкнулся, видимо, с очередным случаем дядькиного беспредела. Чаша терпения переполнилась, завязалась серьезная драка, и приятель пырнул мужика ножом. На следствии Валера ничего не рассказал про друга и взял всю вину на себя. Я и узнала-то, что их было двое только потом, от девочки из другого класса, под чьими окнами всё ночью и происходило. На суде, где я присутствовала, все свидетели, в один голос утверждали, каким чудовищем был потерпевший, речь обвинителя выглядела как речь адвоката, а судьи, глотая слёзы сочувствия (правда-правда!), применили статью, понижающую ещё на год минимально возможный срок наказания, предложенный прокурором.

Поверьте, подростки слушают такие истории с величайшим вниманием, уходят задумчивые. Наверняка, и Вы сами можете вспомнить что-нибудь похожее. Тут же постарайтесь с ними обсудить случившееся, спросите их мнение и отношение к действующим персонажам. Выделяйте и поощряйте правильные и нужные элементы. Наверняка найдется парочка желающих рассказать подобные случаи. Не жалейте времени, выслушайте, пообсуждайте все вместе. Это дорогого стоит! Раз за разом, от разговора к разговору,  ребята будут доверять Вам всё больше и больше.

 Подведем итоги:

  •  не бойтесь опуститься до уровня подростков

  •  ни в коем случае не осмеивайте и не осуждайте их систему ценностей и установок

  •  старайтесь найти положительные параллели с нашим взрослым миром

  •  меняйте мировоззрение подростка постепенно, шаг за шагом

  •  наиболее восприимчивы подростки к рассказам (желательно реальным) о таких же, как они сами (хулиганам - о хулиганах и т.п.)

  •  ярко проявляйте свои положительные эмоции (уважение, восхищение, любовь) к желательным качествам и поступкам персонажей Ваших историй и, особенно, к положительным поступкам самих подростков

  •  не бойтесь немного перехвалить их или завысить реальный уровень последствий от их хороших действий

 

 

Домашняя | О самостоятельности | О равноправии | О доверии | О справедливости

Дата последнего изменения этого узла 29.09.2006


    Rambler's Top100

Контакт:  8-912-49-65-609

Напишите мне!

Hosted by uCoz