|
|
Сначала хотелось бы
поговорить о том, с кем нам с Вами придется иметь дело. Считаю, что
перед тем, как начать раскрывать свои маленькие хитрости успешного
общения с подростками, нужно хотя бы приблизительно обрисовать моё
школьно-лицейское окружение. Это поможет Вам определиться и правильно
выбирать желательные варианты поведения в зависимости от характера и
личностных качеств Вашего собственного подростка/подростков.
Приглядитесь к нему повнимательнее, к какой категории больше подходит
Ваш персональный мучитель? Тихий пакостник, действующий исподтишка? Или
наглый горластый хулиган? Может, неуверенный в себе, постоянно мечущийся
между депрессией и приступами немотивированной ярости интеллектуал? Или
ещё кто-то?
Кошмарное создание —
балбес, хам, высмеивающий любые авторитеты, доводящий окружающих до
истерик и сердечных припадков, матерщинник, да и вообще
потенциально-опасный тип, для которого нет ничего святого. Он живет
рядом с Вами, в Вашем подъезде, на лестничной клетке, прямо у Вас в
квартире. Вы не понимаете, не принимаете, даже боитесь его, а может, и
тихо ненавидите. Но вся ирония заключается в том, что Вы вынуждены
находиться с этим чудовищем рядом, заботиться о нем, переживать из-за
него. Потому что Вы его любите, лоботряса этакого. Кто же это? Конечно,
Ваше собственное дитя в самый ужасный период своего развития, когда
общество ещё продолжает по инерции считать его ребенком, а он себя давно
причисляет к столь вожделенному, полузапретному и оттого ещё более
привлекательному взрослому миру. Педагогам приходится и того хуже — если
родители пытаются уживаться с одним-двумя такими "чудовищами", общаясь с
ними, в лучшем случае, по 2—3 часа утром и вечером, то учителя имеют
дело сразу со 150-180 подростками в течение рабочего дня. Можно
представить, насколько стрессовым, на грани психического срыва или
сердечного приступа может быть такое общение, если у взрослого с
ребятами отсутствует взаимопонимание.
Подросток. Это вечная тема. Высоколобыми академиками, доцентами и
прочими людьми, считающими себя причастными к образованию и воспитанию
подрастающего поколения, исписаны горы бумаги, сломано немало копий в
научных дискуссиях, разработано огромное количество различных методик и
учебников, призванных помочь педагогам и родителям обуздать и привести в
норму буйное чудовище 13-17-летнего возраста. Ну, и где результат? Вы
можете вспомнить примеры успешных реализаций этих идей на практике? Даже
знаменитый доктор Спок, написавший не одну книжку на эти темы, не нашел
общего языка с собственным сыном.
Кто
возьмет на себя смелость утверждать, что мысли витающих в академических
небесах разработчиков сложнейших педагогических теорий хоть на йоту
полезны для РЕАЛЬНОЙ практики общения со столь сложным и непредсказуемым
существом как подросток? Их опусы до предела насыщены научной
терминологией и сведениями о физиологических процессах перестройки
подросткового организма, описанием возрастных психологических изменений
и прочим, и прочим, и прочим: Все это, безусловно, правильно и важно, но
помогает ли это нам в настоящей работе и общении с подростком?
Что мы
реально видим вокруг каждый день? Несчастная выпускница педВУЗа, в
слезах и истерике сбегающая из школы при первой же возможности или
превращающаяся с годами в стерву, которую ученики боятся и ненавидят,
как и она их, впрочем. Сразу хочу оговориться — бывают, бывают
счастливые исключения! Родители, месяцами не разговаривающие с сыном или
дочерью. Его или её постоянное нежелание идти на контакт, грубость,
вызывающее, хамское поведение. Каждый из нас сам может продолжить этот
список. И перечислять можно до бесконечности.
Неужели
всё так ужасно и нет никакого выхода? ЕСТЬ!!! Я предлагаю Вам свои
секреты общения с подростками.
Выгнанное после
девятого класса хулиганье, "трудные" подростки, тихие двоечники,
постоянные обитатели так называемой школьной "галерки", т. е. задних
парт — это был мой основной школьно-лицейский контингент. Кретины,
дубины, тупицы — самое безобидное, что слышали в школе в свой адрес эти
учащиеся профессионального лицея (читай: экс — ПТУ), где я работала
преподавателем истории. Те самые, которые затем стремились на уроках
перебраться с задних парт поближе к доске, сесть чуть ли не за мой стол,
чтобы быть рядом, толпами вились вокруг на переменах, приставали с
рассказами о себе и своей жизни, просили совета в сложных ситуациях. То
есть, вели себя так же, как первоклашки, обожающие свою первую
учительницу. А ведь это те самые ужасные ПОДРОСТКИ! Думаете, это
фантастика?
Надеюсь,
Вы не подумали, что всё это я пишу для того, чтобы потешить своё эго,
восхвалить свой гениальный и неповторимый талант коммуникатора или
опорочить педагогическую науку. Смею думать, Вы взялись за чтение
подобной информации в связи с определенными проблемами на этом фронте, а
также, чтобы помочь себе и своему подростку преодолеть затяжной кризис в
общении.
Того же
хочу и я. Представляю на Ваш суд не разработанную до мелочей научную
педагогическую теорию, а свой ПРАКТИЧЕСКИЙ опыт и его обобщение,
выраженное может быть не всегда академически точно и совершенно.
Особенно хотелось бы быть полезной коллегам-педагогам, так как некоторые
из приемов, на мой взгляд, лучше работают как раз в подростковых
группах, а не в индивидуальных контактах. Мы будем осмысливать и
развивать наше умение вместе. Надеюсь, где-то Вы увидите знакомые мысли
или сможете сказать: "И я так делаю!". С удовольствием приму Ваши
замечания и предложения.
В
следующих главах поговорим о четырех самых важных, на мой
взгляд, для подростка факторов в его взаимоотношениях с окружающими
взрослыми.
|