Историческое моделирование и реконструкция
Преподавание истории в системе
начального профессионального образования имеет свою, отличную от
школьной специфику. С одной стороны, основное внимание в сетке
расписания уделено спецпредметам, необходимым для получения
профессиональных навыков, а это неизбежно отодвигает
общеобразовательные предметы, такие как история, литература и другие
на второстепенные позиции. С другой стороны, именно освоение
учащимися тонкостей своей профессии в учебных мастерских и во время
заводских практик параллельно с учебными занятиями дает
преподавателю уникальную возможность совместить теоретические знания
и практические умения ребят в единое целое.
Попыткой реализации этой идеи стал
проводящийся с 2003-2004 учебного года в профессиональном лицее №3
г. Перми эксперимент по исторической реконструкции и моделированию.
Цель данной работы двоякая – с одной стороны, в процессе создания
заинтересовавшей его модели или макета, ученик на практике применяет
и отшлифовывает полученные рабочие навыки, с другой стороны,
преподаватель с помощью ребят пополняет фонд наглядных пособий,
учебных предметов и дидактических материалов, очень полезных при
проведении уроков. Сопутствующая цель, привязанная непосредственно к
процессу ученического творчества, подразумевает более глубокое,
расширенное и осознанное усвоение подростком блоков информации,
касающихся данной эпохи в развитии России или мира, необходимых для
воссоздания исторически достоверных реконструкций.
Примечательно, что наряду с историей,
происходит поиск и заинтересованное изучение многих разделов не
только обязательных школьных предметов – химии, физики, литературы,
географии, иностранных языков, но также и таких далеких от
общеобразовательного курса дисциплин и отраслей, как
материаловедение, черная и цветная металлургия, деревообработка,
полиграфия и печатное дело, народные ремесла и т.д.
Очень важно, на мой взгляд, чтобы
учебная деятельность была креативной, причем, не только со стороны
учителя, но, в первую очередь, со стороны учащихся. Возможность
свободного самостоятельного творчества, подкрепленного значимым результатом, является непременным условием успешной самореализации
любой личности, особенно молодой, находящейся в процессе
формирования.
Мы попытались через создание
исторических реконструкций достичь следующих результатов:
1.
повышение мотивационного уровня и осознанного стремления к
получению знаний
2.
развитие творческих способностей подростков
3.
стимулирование заинтересованности конкретно в предмете
«история»
4.
направленность на развитие патриотических чувств учащихся,
воспитания гражданских качеств
5.
отработка полученных профессиональных навыков при создании
учащимися конкретных исторических реконструкций, макетов и наглядных
пособий
6.
создание базы наглядных пособий и дидактических материалов по
предметному содержанию
Историческое моделирование и
реконструирование подразделяется на несколько этапов. Мотивационный
этап предполагает определение возможных направлений будущей работы,
актуальности и значимости как для преподавателя, так и для
учащегося. На организационном этапе происходит самостоятельный или с
помощью преподавателя выбор темы, путей и средств, необходимых для
успешной реализации задуманного, выявляются возможные трудности и
проблемы, определяются способы их разрешения. В ключевом и наиболее
важном и продолжительном по времени этапе непосредственной работы
над проектом первоначально разрабатывается модель будущего изделия,
определяется круг возможных информационных источников, собираются
необходимые материалы и технологические приемы. Набранный контент
структурируется и фиксируется в виде сопроводительной текстовой и
графической информации. Этапы создания самой физической модели по
мере возможности отслеживаются преподавателем для своевременного
внесения поправок и изменений или предоставления необходимой
помощи. Комплексная работа над реконструкцией вызывает иногда
необходимость плотного контакта и сотрудничества не только ученика и
преподавателя-предметника, но и участия или консультаций
преподавателей других дисциплин и мастеров производственного
обучения. Заключительным итогом ученического творчества является
финальное оформление материалов проекта и защита готовой
реконструкции. Защита обычно проходит на экзамене и включает в себя
презентацию макета, раскрытие исторической составляющей в работе,
описание основных этапов создания изделия, возникших трудностей и
способов их преодоления. На этапе рефлексии преподавателем также
выявляются достижения и проблемы, корректируются планы, определяются
приоритеты на будущее.
Велика роль и самого педагога в
успешной реализации идей и доведении их до финишной прямой.
Преподаватель должен хорошо разбираться во многих сферах и отраслях
знания, от исторического контента до технологических тонкостей
производственных процессов. Должен быть готов всегда дать
квалифицированный совет, рекомендацию по ходу работы над каким-либо
изделием, а также при возникновении у учащегося трудностей при
реализации той или иной задумки. Для качественной помощи невозможно
ограничиваться рамками только своего предмета, главной задачей
становиться вопрос самообразования педагога, а также использования
им современных компьютерных и информационных технологий. Кроме чисто
технического содействия и участия очень важна, на мой взгляд,
психологическая составляющая во взаимном сотрудничестве педагога и
подростка. Непрерывная моральная поддержка, доброжелательность,
открытость учителя, уверенность подростка в заинтересованности и
позитивном отношении к себе и своей работе со стороны взрослого
приводит к совместному творчеству и позволяет достигать высоких
результатов.
Первые же результаты превзошли все
самые смелые ожидания. Первокурсники только за один год подготовили
и защитили 25 макетов и реконструкций, включающих в себя:
1.
различные типы средневекового вооружения и снаряжения (мечи,
сабля, кинжал, кистень и булава, лук, разные типы щитов, кольчужный
и чешуйчатый доспехи, наручи, поножи)
2.
корабли (древнерусская ладья и драккар викингов, парусный
корабль XVII-XVIII
вв.)
3.
жилища (древнеславянская полуземлянка, средневековый
европейский замок и русская рубленая изба
XVIII-XIX
вв.)
4.
украшения и предметы быта (монисто, плетеная утварь, одежда)
и т.д.
Многие реконструкции имеют очень
высокий уровень исполнения и оригинальности. Отличительной
особенностью каждой работы можно назвать сопровождающий её
реферат-приложение с богатым иллюстративным наполнением.
Энтузиазм, с которым подростки
взялись за осуществление этой идеи, говорит, на мой взгляд, о
неудовлетворенном в современной системе образования стремлении ребят
к художественному творчеству и самореализации. Предоставленная
преподавателем возможность без принуждения работать над проектом,
вызывающим у учащегося неподдельный личный интерес стимулирует его
познавательную деятельность, расширяет общий кругозор, формирует
самостоятельность и ответственность. Первоначальный интерес при
работе над историческими реконструкциями приводит у некоторых
учащихся к соответствующим устойчивым увлечениям вне стен учебного
заведения и даже перерастает в хобби.
Демонстрация готовых изделий на
занятиях по истории всегда вызывает у учащихся повышенный интерес.
Возможность увидеть и взять в руки «почти настоящие» меч, щит или
кольчугу позволяет учащимся окунуться в прошлое, прочувствовать
специфику периода, услышать живой голос ушедших поколений.
Подготовленные реконструкции и макеты являются отличными наглядными
пособиями, позволяющими преподавателю разнообразить формы учебной
деятельности. Они же являются катализатором для новых творческих
планов и идей учеников, стимулируют их образовательную активность.