Приручение подростка
Домашняя О чем этот сайт? О контингенте 4 секрета общения Работы лицеистов Ребячьи макеты Отклики читателей Ссылки
Посетите мой другой сайт:

Фила бразилейро в Перми

Работы лицеистов

 

 

Домашняя
О чем этот сайт?
О контингенте
4 секрета общения
Работы лицеистов
Ребячьи макеты
Отклики читателей
Ссылки

 

Историческое моделирование и реконструкция

Преподавание истории в системе начального профессионального образования имеет свою, отличную от школьной специфику. С одной стороны, основное внимание в сетке расписания уделено спецпредметам, необходимым для получения профессиональных навыков, а это неизбежно отодвигает общеобразовательные предметы, такие как история, литература и другие на второстепенные позиции.  С другой стороны, именно освоение учащимися тонкостей своей профессии в учебных мастерских и во время заводских практик параллельно с учебными занятиями дает преподавателю уникальную возможность совместить теоретические знания и практические умения ребят в единое целое.  

Попыткой реализации этой идеи стал проводящийся с 2003-2004 учебного года в профессиональном лицее №3 г. Перми эксперимент по исторической реконструкции и моделированию. Цель данной работы двоякая – с одной стороны, в процессе создания заинтересовавшей его модели или макета, ученик на практике применяет и отшлифовывает полученные рабочие навыки, с другой стороны, преподаватель с помощью ребят пополняет фонд наглядных пособий, учебных предметов и дидактических материалов, очень полезных при проведении уроков. Сопутствующая цель, привязанная непосредственно к процессу ученического творчества, подразумевает более глубокое, расширенное и осознанное усвоение подростком блоков информации, касающихся данной эпохи в развитии России или мира,  необходимых для воссоздания исторически достоверных реконструкций.  

Примечательно, что наряду с историей, происходит поиск и заинтересованное изучение многих разделов не только обязательных школьных предметов – химии, физики, литературы, географии, иностранных языков, но также и таких далеких от общеобразовательного курса дисциплин и отраслей, как материаловедение, черная и цветная металлургия, деревообработка, полиграфия и печатное дело, народные ремесла и т.д. 

Очень важно, на мой взгляд, чтобы учебная деятельность была креативной, причем, не только со стороны учителя, но, в первую очередь, со стороны учащихся. Возможность свободного самостоятельного творчества, подкрепленного значимым результатом, является непременным условием успешной самореализации любой личности, особенно молодой, находящейся в процессе формирования.  

Мы попытались через создание исторических реконструкций достичь  следующих результатов:

 

1.     повышение мотивационного уровня и осознанного стремления к получению знаний

2.     развитие творческих способностей подростков

3.     стимулирование заинтересованности конкретно в предмете «история»

4.     направленность на развитие патриотических чувств учащихся, воспитания гражданских качеств

5.     отработка полученных профессиональных навыков при создании учащимися конкретных исторических реконструкций, макетов и наглядных пособий

6.     создание базы наглядных пособий и дидактических материалов по предметному содержанию 

Историческое моделирование и реконструирование подразделяется на несколько этапов. Мотивационный этап предполагает определение  возможных направлений будущей работы, актуальности и значимости как для преподавателя, так и для учащегося. На организационном этапе происходит самостоятельный или с помощью преподавателя выбор темы, путей и средств, необходимых для успешной реализации задуманного, выявляются возможные трудности и проблемы, определяются способы их разрешения. В ключевом и наиболее важном и продолжительном по времени этапе непосредственной работы над проектом первоначально разрабатывается модель будущего изделия, определяется круг возможных информационных источников, собираются необходимые материалы и технологические приемы.  Набранный контент структурируется и фиксируется в виде сопроводительной текстовой и графической информации.   Этапы создания самой физической модели по мере возможности отслеживаются преподавателем для своевременного внесения поправок и изменений или предоставления необходимой помощи.  Комплексная работа над реконструкцией вызывает иногда необходимость плотного контакта и сотрудничества не только ученика и преподавателя-предметника, но и участия или консультаций преподавателей других дисциплин и мастеров производственного обучения.  Заключительным итогом ученического творчества является финальное оформление материалов проекта и защита готовой реконструкции. Защита обычно проходит на экзамене и включает в себя презентацию макета, раскрытие исторической составляющей в работе, описание основных этапов создания изделия, возникших трудностей и способов их преодоления. На этапе рефлексии преподавателем также выявляются достижения и проблемы, корректируются планы, определяются приоритеты на будущее.  

Велика роль и самого педагога в успешной реализации идей и доведении их до финишной прямой. Преподаватель должен хорошо разбираться во многих сферах и отраслях знания, от исторического контента до технологических тонкостей производственных процессов. Должен быть готов всегда дать квалифицированный совет, рекомендацию по ходу работы над каким-либо изделием, а также при возникновении у учащегося трудностей при реализации той или иной задумки. Для качественной помощи невозможно ограничиваться рамками только своего предмета, главной задачей становиться вопрос самообразования педагога, а также использования им современных компьютерных и информационных технологий. Кроме чисто технического содействия и участия очень важна, на мой взгляд, психологическая составляющая во взаимном сотрудничестве педагога и подростка. Непрерывная моральная поддержка, доброжелательность, открытость учителя, уверенность подростка в заинтересованности и позитивном  отношении к себе и своей работе со стороны взрослого приводит к совместному творчеству и позволяет достигать высоких результатов. 

Первые же результаты превзошли все самые смелые ожидания. Первокурсники только за один год подготовили и защитили 25 макетов и реконструкций, включающих в себя: 

1.      различные типы средневекового вооружения и снаряжения (мечи, сабля, кинжал, кистень и булава, лук, разные типы щитов, кольчужный и чешуйчатый доспехи, наручи, поножи)

2.      корабли (древнерусская ладья и драккар викингов, парусный корабль XVII-XVIII вв.)

3.      жилища (древнеславянская полуземлянка, средневековый европейский замок и русская рубленая изба XVIII-XIX вв.)

4.      украшения и предметы быта (монисто, плетеная утварь, одежда) и т.д.

 Многие реконструкции имеют очень высокий уровень исполнения и оригинальности. Отличительной особенностью каждой работы можно назвать сопровождающий её реферат-приложение с богатым иллюстративным наполнением.

Энтузиазм, с которым подростки взялись за осуществление этой идеи, говорит, на мой взгляд, о неудовлетворенном в современной системе образования стремлении ребят к художественному творчеству и самореализации. Предоставленная преподавателем возможность без принуждения работать над проектом, вызывающим у учащегося неподдельный личный интерес  стимулирует его познавательную деятельность, расширяет общий кругозор, формирует самостоятельность и ответственность. Первоначальный интерес при работе над историческими реконструкциями приводит у некоторых учащихся к соответствующим устойчивым увлечениям вне стен учебного заведения и даже перерастает в хобби. 

Демонстрация готовых изделий на занятиях по истории всегда вызывает у учащихся повышенный интерес. Возможность увидеть и взять в руки «почти настоящие» меч, щит или кольчугу позволяет учащимся окунуться в прошлое, прочувствовать специфику периода, услышать живой голос ушедших поколений. Подготовленные реконструкции и макеты являются отличными наглядными пособиями, позволяющими преподавателю разнообразить формы учебной деятельности. Они же являются катализатором для новых творческих планов и идей учеников, стимулируют их образовательную активность.

Домашняя | О чем этот сайт? | О контингенте | 4 секрета общения | Работы лицеистов | Ребячьи макеты | Отклики читателей | Ссылки

Дата последнего изменения этого узла 30.09.2006


    Rambler's Top100

Контакт:  8-912-49-65-609

Напишите мне!

Hosted by uCoz